В одном из общений с коллегой был затронут вопрос о том, что уличные мошенники пользуются манипуляциями более близкими к Эриксоновскому гипнозу нежели к классическому, с его диррективным, приказным строем. Пожалуй, в этой мысли что-то есть... ведь Эриксоновский гипноз происходит из естественных трансовых состояний человека. Это природный процесс и, немудрено, что им могут интуитивно пользоваться умелые мошенники. При этом он может проявляться стихийно и неосознанно. Например, один собеседник, сказав или сделав что-то необычное и неожиданное, удивил другого. Все! определённая степень трансового состояния второму собеседнику обеспечена. Первому собеседнику для не нужно понимать механизмы этого явления. Он просто проявляет набор коммуникационных приёмов, которые являются частью его самого.

Классический гипноз, имея с обычными трансовыми состояниями общие корни, все же явление, если можно так выразиться, искусственного происхождения; что-то в этом есть «лабораторного» и потому своей «громоздкостью» мало притягателен для мошенников. Да и, правда сказать, кто из массы стремящихся обогатиться мошенничеством станет для этого намеренно получать образование? То ли дело, если подобные навыки есть часть их природы и изливаются легко, стихийно и без принуждения... Все приёмы большинства мошенников — явления бытового внушения. Думаю, Эриксоновский гипноз отличается от бытового внушения, как минимум, осознанностью происходящего процесса, управляемостью и положительным целеполаганием.

Как же тогда быть с тем, что люди отдают последние деньги незнакомцам?

На мой взгляд, подобное случается с людьми высокогипнабельными, а это, согласитесь, особый тип личностей, склонных к определённым состояниям, доверчивые и так далее. Либо человек должен быть уставшим, несколько отрешённым, подавленным. Именно таких, среди прочих, выбирают мошенники. В любом случае, пострадавший, в той или иной степени, уже «готов» быть обескураженным под напором «искусства» мошенника. К этому «искусству» относится и, так называемый, цыганский гипноз. Проще говоря, мошенники и не заставляют. Они лишь выбирают из толпы, как им кажется, «готовых» и умело манипулируют.

Отношения обмана и гипноза, на мой взгляд особы... Вспоминается довольно избитая метафора о ноже, который может служить, например, для разрезания хлеба, но также может быть орудием убийства. Ею обычно пользуются, когда хотят сказать о том, что не в орудии причина зла, а в том, кто его применяет неподобающе. Сам по себе нож, будучи потенциально опасен — нейтрален. Без него невозможно сделать что-то полезное, но он же может стать орудием зла.
Вероятно, добро и зло находятся над теми орудиями, коими обладает человек. Думаю, можно согласиться, что орудием можно назвать не только материальный предмет. Психика человека также является орудием и, возможно, более мощным чем нож. Понимающий сие явление как Инструмент — на пути овладения собой. Владеющий сим инструментом — на пути овладения Миром. Но как владеть?! Вот тут и возникают два пути: Добро и Зло. А мера... мера, похоже, находится в самом человеке. Двигаясь по жизни, будучи в различных жизненных ситуациях, балансируя между добром и злом человек, невольно и незримо для себя, выбирает преимущественно Добро или преимущественно Зло. А природа психики человека, в основе своей, имеет природу трансовую, а потому сродни инструменту. Нейтральному.