Запрос – это мотивированное определенным образом обращение клиента к консультанту с просьбой предоставить конкретную форму психологической помощи. Это то, за чем клиент приходит к терапевту, просьба, вопрос, сформулированное желание. Он может быть явный или неясный и требующий прояснения.

Как правило, на первую встречу клиент приходит с запросом, предполагающим решение существующей проблемы исключительно психологом. В качестве модели, обычно, срабатывает образ посещения обычного врача, когда при соответствующем диагнозе назначается ряд препаратов, несложное употребление которых предполагает оздоровление. Поэтому запрос к психологу может звучать как: «Хочу избавиться от...», «Сделайте так, чтобы...» и тому подобное. Часто можно слышать поступающий запрос о третьих лицах, например: «Мой муж меня не понимает. Поговорите с ним...», «Сын не хочет работать. Убедите его, пожалуйста, что нужно изменить свою жизнь...», «У дочери проблемы мужем...» и так далее. Это, так называемые, «наивные» запросы.
Увы, помочь, исходя из подобных запросов, невозможно. К тому же, далеко не всегда, третье лицо, о котором запрашивает клиент, может считать сложившуюся ситуацию как свою проблему.
Любая психотерапия, да и просто консультирование, предполагают процесс изменений в самом человеке. Поэтому работать можно только с человеком, который непосредственно обращается с запросом. И даже если его запрос не касается, на первый взгляд, его лично, а затрагивает третьих лиц — очень часто терапевтическая работа позволяет клиенту по-новому оценить сложившуюся ситуацию, изменить отношение к ней и к её участникам, а также повышает вероятность согласия третьих лиц (участников запроса) на личную встречу с психологом.
Таким образом, предполагается личное участие и заинтересованность клиента, так как позитивные изменения, происходящие в результате терапии касаются непосредственно его мировоззрения, понимания им ситуации, его отношения к ней, его мотиваций. И первым шагом в этом процессе является формирование конструктивного запроса.

В чем отличие конструктивного запроса от «наивного» запроса?

На самом  деле сам факт того, что человек сделал шаг, приняв решение прийти за помощью к психологу —  не просто является отправной точкой, но также может быть весьма ресурсным источником. Не каждый может сходу проанализировать возникшую перед ним ситуацию, определить нюансы своего участия в ней и чётко сформулировать запрос.

Помочь сформулировать запрос могут достаточно общие вопросы, которые обычно в таких случаях задаёт психолог клиенту. И вы сами можете попробовать ответить себе на них до прихода на консультацию:

  • что вы хотите получить в результате работы с психологом?
  • как вы хотите себя ощущать в этой ситуации, которая, пока ещё является для вас сложной?

И даже если на первую встречу с психологом вы придёте не имея запроса, сформулированного в, так называемой, конструктивной форме — ответы на эти вопросы могут помочь вам сформировать образ того, что вы хотите получить в результате. Это и будет той целью, вокруг которой будет строится ваша совместная с психологом работа.

Формирование запроса — это важная часть консультативной и терапевтической работы. Поэтому, в некоторых случаях, оно может занять достаточно значимую часть процесса терапии. Чем лучше будет продуман и сформулирован запрос — тем больше времени можно будет посвятить непосредственно процессу терапии.