1. Фантазия как основа образования комплексов

Рассматривая симптомы неврозов, З. Фрейд обратил внимание на то, что инфантильные переживания, на которых фиксировано либидо, в большинстве случаев не имеют ничего общего с исторической правдой. Он приходит к выводу, что следует поставить наравне фантазию и действительность и не заботиться о том, что преимущественно является причиной данного симптома, реальность или фантазия. По сути, даже если мы имеем в образовании симптома преимущество фантазии — именно фантазия представляет собой реальность, но реальность иного порядка, а именно — психическую реальность. Таким образом, в мире неврозов решающей является психическая реальность.

Посмотрим на проблему комплекса кастрации исходя из данного положения. Не только угроза кастрации, но и такие примеры как наблюдение полового сношения родителей, совращение взрослым лицом могут иметь под собой реальную основу. Вовсе не редкость, что маленькому мальчику, который начинает неприлично играть со своим членом и еще не знает, что такое занятие нужно скрывать, родители или ухаживающие за детьми грозят отрезать член или грешную руку.

Конечно маловероятно чтобы детям так часто грозили кастрацией, как это обнаруживается в анализах невротиков. Здесь, безусловно, может присутствовать элемент той самой фантазии, которая, как мы рассмотрели ранее, является самостоятельной, то есть психической реальностью. Поэтому нам достаточно понимания того, что такую угрозу ребенок соединяет в фантазии на основании намеков, с помощью знания, что аутоэротическое удовлетворение запрещено, и под впечатлением открытия гениталий противоположного пола.

По мнению З. Фрейда потребность в этих фантазиях имеет глубокие корни. Он называет их прафантазии и считает, что они являются филогенетическим достоянием. Иными словами, все, что рассказывается при анализе как фантазия, - совращение детей, вспышка сексуального возбуждения при наблюдении полового сношения родителей, угроза кастрацией - или, вернее, кастрация - было реальностью в первобытной человеческой семье, и фантазирующий ребенок просто восполнил доисторической правдой пробелы в индивидуальной правде.

К. Хорни, исследуя проявление комплекса кастрации у женщин также считает, что основа подобных фантазий может лежать в доисторическом прошлом. Так, на ранней стадии психосексуального развития девочка выстраивает, как правило, на основе (враждебного или любовного) отождествления себя со своей матерью, фантазию о полном сексуальном присвоении отцом. При этом, она создает фантазию о том, что все это реальный факт, причем настолько, насколько это могло произойти в те далекие времена, когда все женщины первоначально являлись отцовской собственностью.

Под воздействием внешней необходимости, «Я» человека постепенно приучается оценивать реальность и следовать принципу реальности, отказываясь при этом временно или надолго от различных объектов и целей своего стремления к удовольствию. Но отказ от удовольствия дается человеку не без своего рода возмещения. Таким возмещением является фантазия. В деятельности фантазии человек наслаждается свободой от внешнего принуждения, от которой он давно отказался в действительности.

З. Фрейд приводит образ заповедника для сравнения со значимостью и ролью области фантазии в душевной жизни человека: «Национальный парк сохраняет свое прежнее состояние, которое повсюду в других местах принесено в жертву необходимости. Там может расти и разрастаться все, что хочет, даже бесполезное, даже вредное».