1. Особенность протекания комплекса кастрации у мальчиков и девочек

В аналитический психологии женщине также приписывается комплекс кастрации, но он не имеет то же содержание, что и у мальчика. У мальчика комплекс кастрации возникает после того, как, увидев женские гениталии, он узнает, что такой половой орган как у него может и не быть вместе с телом. Затем он вспоминает угрозы, которым он подвергался, познавая особенности своего тела, начинает им верить и попадает с этих пор под влияние страха кастрации, который становится самой мощной движущей силой его дальнейшего развития. Мальчик благополучно разрешается от комплекса кастрации с появлением Эго, а затем Суперэго, что позволяет его ощущать себя самостоятельной единицей, дает возможность проявлению психологической автономии в треугольнике отношений: ребенок — мать — отец (при отсутствии фиксации на ранних фазах развития).

Эдипов комплекс мальчика, когда он желает свою мать, а отца хотел бы устранить как соперника, развивается, конечно, из фазы его фаллической сексуальности. Но угроза кастрации принуждает его отказаться от этой установки. Под влиянием опасности потерять пенис Эдипов комплекс оставляется, вытесняется и в наиболее нормальном случае разрушается до основания, а в качестве его наследника вступает в силу строгое Сверх-Я.

У девочки происходит почти противоположное. Комплекс кастрации, напротив, подготавливает Эдипов комплекс, вместо того чтобы его разрушать. Под влиянием зависти к пенису нарушается связь с матерью, и девочка попадает в эдипову ситуацию.

Множественные факторы запрета, действительные для отношения мальчика к матери, не в состоянии вызвать у него отчуждения к объекту — матери. Cпецифическая особенность отличия отношения девочки к матери заключается в том, что именно мать девочка считает ответственной за отсутствие пениса и не может простить ей этой своей обделенности.

Комплекс кастрации у девочки тоже возникает благодаря тому, что она видит гениталии другого. Она сразу же замечает различие и его значение. Она чувствует себя глубоко обделенной, часто дает понять, что ей тоже хотелось бы "иметь такое же", в ней появляется зависть к пенису, которая оставляет неизгладимые следы в ее развитии и формировании характера, преодолеваемые даже в самом благоприятном случае не без серьезной затраты психических сил.

Исследуя проблему женской зависти к пенису, К. Хорни рассматривает ту форму комплекса кастрации, в которой зависть проявляется в желании мочиться по-мужски. Анализ клинического материала позволил выявить, что ощущение ущербности берет начало в уретриальном эротизме. Мотив, порождающий и поддерживающий это желание — инстинкт активной и пассивной скоптофилии (любовь к созерцанию).

Это предположение базируется на том, что именно при акте мочеиспускания мальчик может показать свои гениталии и увидеть их сам. Он таким образом может удовлетворять свое сексуальное любопытство, по крайней мере к собственному телу. Также как женщина, вследствие того, что ее гениталии скрыты, представляет вечную великую загадку для мужчины, так и мужчина представляет собой предмет вечно живой зависти для женщины именно в связи с доступностью собственному взору его полового органа. К. Хорни считает, что этот фактор играет ведущую роль во всех случаях чрезмерной скромности и излишней стыдливости у девочек.